Почему не все компьютерные игры одинаково полезны, в ходе онлайн-конференции в пресс-клубе «МК» рассказал глава Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит.
— Гейминг — это когда человек просто играет в свое удовольствие и в лучшем случае не подрывает свое здоровье, — отметил глава федерации. Киберспорт же – это система: система тренировок, система подготовки к соревнованиям. Кстати, тренировки у нас вовсе не только виртуальные: все профессиональные компьютерные спортсмены имеют хорошую физическую подготовку. У них есть режим тренировок, фитнес-тренеры. Потому что «в здоровом теле здоровый дух» — не просто красивая фраза. Это отражение сущности. Поймите, когда вы прилетаете на соревнования в другую страну, в другой регион — вы оказываетесь в другом часовом поясе, у вас непривычная еда, на кону зачастую большие деньги, за вами смотрит толпа фанатов. Вы сидите на сцене, на вас светят софиты. Все это большой стресс. Если человек физически не готов, он не сможет показать хорошего результата.
По словам Дмитрия Смита, киберспорт — это спорт молодых, и здесь важна скорость реакции. Поэтому тренировки здесь не только виртуальные. Поэтому в первую очередь, если человек хочет заниматься киберспортом, ему нужна команда, ему нужен тренер, ему нужен системный подход в том числе и к своему физическому здоровью. Профессионалы никогда не разжиреют от сидячего образа жизни: у них есть режим питания, режим сна, контроль калорий, необходимые физические нагрузки. Собственно, даже шахматисты еще в середине прошлого века интегрировали физические нагрузки в процесс подготовки, и результат вырос примерно на 40%. В киберспорте, где требуется повышенное быстродействие мозга, эффект проявляется еще лучше.
— Что дает компьютерный спорт, что развивает? Если говорить об интеллектуальных навыках, то это такие вещи, например, как менеджмент ресурсов, тактическое мышление, решение абстрактных задач, принятие решений в условиях неполной информации, нехватки времени; помимо этого, умение управлять сразу несколькими объектами, выполнение сложных комбинаций, работа в команде и так далее. Это большой набор вполне востребованных навыков, — подчеркивает спортивный менеджер, ранее занимавший высшие позиции в мировых рейтингах киберспортсменов.
— Есть такая дисциплина, как технические симуляторы, — рассказывает Дмитрий Смит. — В них ребята управляют дронами в реальном пространстве. В руках у человека ровно такой же джойстик, как и при управлении реальным летательным аппаратом. За год интенсивной тренировки человек может освоить профессию и стать оператором дрона. И дальше хоть свадьбы снимать, хоть кино, хоть пойти на военную службу.
Помимо собственно спортсменов новому виду спорта необходимо множество вспомогательных специалистов — от тренеров до видеооператоров, рассказал Смит. По его словам, это огромный развивающийся рынок, и как раз поэтому подготовка соответствующих специалистов в вузах вполне перспективна.
— Секрет массовости киберспорта заключается в том, что он очень нетребователен, — добавил Дмитрий. — Для любительского уровня подойдет любой компьютер и даже мобильные устройства. Но если начинать заниматься профессионально — конечно, понадобится и правильное кресло, и коврик для борьбы с туннельным синдромом, и правильно подобранный монитор с периодом обновления не более 2 микросекунд. А это уже обойдется в сумму порядка 2000 долларов.
Зато сами игры для участия чаще всего бесплатные, подчеркнул Смит. В этом — основное отличие киберспорта от «азартных» компьютерных игр, где действует принцип: хочешь побеждать — плати. Чтобы понять, полезно или опасно увлечение подростка, нужно четко понимать, во что именно играет ребенок, советует глава Федерации. «Азартных» игр при этом — большинство, и компьютерным спортом они не являются.
— Сейчас признано 6 дисциплин киберспорта в России, — рассказывает Дмитрий Смит. — Это боевая арена (в частности, одна из известнейших игр «Дота-2»), соревновательные головоломки, стратегии реального времени (такие, как «Старкрафт»), технические симуляторы, спортивные симуляторы и файтинги — виртуальные единоборства. Мы работаем над признанием седьмой дисциплины — тактический трехмерный бой (в частности, CounterStrike и World of Tanks) – соревнования по ним уже проходят за рубежом. Но в России они пока не признаны спортом. Во всех этих дисциплинах соревнуются ребята с 14 лет, верхнего предела не существует.
По словам главы федерации, абсолютное большинство соревнований смешанные — не делятся на мужские и женские. Это подчеркивает инклюзивность этого вида спорта, уверен Дмитрий Смит. Тем не менее есть чисто женские турниры — на них, впрочем, российские команды тоже хорошо себя показывают.
— Смешно слышать стереотипные мнения о том, что киберспортсмены — это социопаты, — говорит Дмитрий. — Сами подумайте — как командный игрок может быть социопатом? Эти стереотипы пошли от первых профессиональных игроков, которые были обычно айтишниками, сидели у себя в каморках на работе и всячески скрывали свое участие в турнирах — потому и мало с кем общались. Конечно же, живое общение необходимо и желанно для всех.
Как рассказал глава Федерации компьютерного спорта России, киберспортсмены всего мира работают над тем, чтобы этот вид спорта вошел в олимпийскую программу. И шансы на это достаточно велики — тем более что киберспорт не провоцирует подростковую агрессию, как об этом ходят слухи, а напротив — согласно последним исследованиям, учит этой здоровой агрессией управлять.
Россиянам объяснили, как отличить опасные компьютерные игры от полезных — МК (mk.ru)